ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ИНВАЛИДОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
В российском законодательстве используется термин «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», который обозначает физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. В данную категорию обучающихся включаются инвалиды, для обучения которых необходимо создание специальных условий. ( Ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Согласно статье 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ) осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ следует понимать особые требования к материально-технической составляющей образовательной организации, организации образовательного процесса, содержанию образовательных программ, адаптированные под возможности обучающихся с ОВЗ и обеспечивающие получение ими полноценного образования соответствующего уровня.
В соответствии с частями 4 и 5 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой (ч. 1 ст. 79 данного Федерального закона). Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Адаптированной образовательной программой считается образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (пункты 16, 28 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ). В настоящее время МБОУ «СШ № 1 им. И. Прокопенко гор. Гвардейска» реализуются следующие образовательные программы:
Для реализации вышеуказанных программ приобретены специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, возможно при необходимости предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.
Для всех детей с ОВЗ организовано проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
— площадь зоны на 1 учащегося с поражением опорно-двигательного аппарата в учебных кабинетах следует принимать более 3 кв. м;
В настоящее время в школе обучаются 9 детей-инвалидов, 6 обучающихся с умственной отсталостью, 39 обучающихся с задержкой психического развития. Организовано совместное их обучение с остальными учащимися. Три ребенка обучаются на дому.
Всем детям с ОВЗ организуется специальное сопровождение педагога-психолога и социального педагога, организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития.
Итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования для обучающихся с ОВЗ:
— проводится в форме ГВЭ (государственный выпускной экзамен);
— продолжительность экзамена для обучающихся с ОВЗ, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов увеличивается на 1,5 часа по сравнению с общей продолжительностью;